Полкановы (Медведево)

By vasenevakate

Полканов Иван Александрович

В 2014 году наша страна и весь мир отметили трагическую дату – 100-летие Первой мировой войны. А в 2015-м — всенародно любимый праздник — 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Через горнило жестоких и кровопролитных войн XX  века прошли тысячи наших земляков. К столетнему юбилею начала Первой Мировой войны сотрудниками отдела истории МарНИИЯЛИ  А.Н. Кудрявцевым и краеведом А.В. Соколовым был представлен проект, представляющий из себя своеобразную Мемориальную книгу уроженцев Царевококшайского уезда Казанской губернии — участников Первой мировой войны,  опубликованную на сайте института.

На страницах «Мемориальной книги» множество фамилий наших земляков. Среди них уроженец деревни Медведево Полканов Иван Александрович, 1890 г.р., который служил в героическом 260-м пехотном Брацлавском полку.

Иван Александрович с внуком

78-я пехотная дивизия, куда входил 260-й Брацлавский полк, под командованием генерал-майора В. Альфтана воевала в предгорьях Карпат сначала против австро-венгерских войск, а затем против Германской Южной армии под названием Стрыйского отряда.

Поистине эпическая, самая упорная и ожесточенная борьба в ходе всей кампании 1915 года на Стрыйском направлении происходила именно за высоты 992 и 1026, а также за Козиово. На протяжении двух месяцев хребет Звинин и высоты в районе Козиово были объектами яростных, но безуспешных атак противника. Австрийцы пытались отбить его у русских, проводя иногда по 20 штыковых атак в день и неся огромные потери. Русским солдатам  приходилось сражаться в обледенелых, покрытых лесом горах без дорог и троп, ночевать в наскоро сколоченных блиндажах и убежищах, без печей и самых элементарных удобств. За водой и пищей приходилось далеко спускаться, а потом снова подниматься по обледенелым склонам под обстрелом противника. В зимнем Карпатском сражении российские войска потеряли убитыми и ранеными 56 тысяч человек.

Никогда уже не спустятся с тех высот:

— Васильев Василий Григорьевич, рядовой, д. Медведево Вараксинская волости, призван 23.09.1914., отправлен в 165 зап. бат., г. Сенгилей, погиб 30.01.1915 г. на высоте 992 под с. Козиово, Карпаты.

— Гарканов Ефим Никитич,1892 г.р., д. Красная Поляна Петриковской волости, 260-й Брацлавский полк, погиб 29.01.1915 г. на высоте 992 под с. Козиово, Карпаты.

— Ермолаев Григорий Федорович,1890 г.р., с. Шойбулак Арбанской волости, рядовой 260-й Брацлавский полк, погиб 31.01.1915 г. на высоте 992 под с. Козиово, Карпаты.

— Кононов Егор Кононович, 1889 г.р., с. Цибикнур Арбанской волости, рядовой 260-й Брацлавский полк, погиб 29.01.1915 г. на высоте 992 под с. Козиово, Карпаты

…и многие другие.

В январских боях 1915 года против превосходящих сил германцев отряд Альфтана понес очень большие потери. Из состава 78-й дивизии и Брацлавского пехотного полка за период с 10 по 30 января через дивизионный перевязочный пункт прошло 46 раненых офицеров и 3463 нижних чина; больными за то же время выбыло около 2000 человек. «Число убитых очень велико вследствие частых атак и близости к противнику. Всего убыль в дивизии и Брацлавском полку значительно превышает 6 тысяч», — докладывал начальник штаба Стрыйского отряда. И делал горькое признание: «При оставлении нами позиций в горах оставалось много тяжелораненых, эвакуировать которых было невозможно».

Те, кто выжили в этих страшных боях, получили в награду за  подвиги Георгиевский крест. В «Мемориальной книге» отмечено, что «с учетом выбывших из строя в январских боях до 25 января, за один лишь только бой более двухсот уроженцев Царевококшайского уезда получили по Георгиевскому кресту – высшей боевой награде для рядового состава».

Георгиевским Крестом 4 степени награжден был и Полканов Иван Александрович за подвиги мужества, храбрости и доблести, оказанные в боях с австрийцами.

В начале апреля австрийские части все-таки овладели Козево. 100 тысяч солдат Русской Императорской армии оказались в плену. 23.04.15 г. на высоте 1026 (гора Острый) под с. Козиово в Карпатах был пленен и Полканов И.А.

Жизнь военнопленных в неволе, голодных и оторванных от родных и близких, конечно, была несладкой. Военнопленный мог поплатиться жизнью, к примеру, ещё в момент пленения, при конвоировании.

В лагерях для военнопленных люди спали на прогнившей соломе, зараженной грибком, высока была скученность. Пленные ели отбросы, которые находили в мусорных ящиках, хлеб им выдавался негодного качества, с примесью всякого «снадобья», включая деревянные опилки. Частыми были случаи смерти от голода. Ни в одном из лагерей принятые германским и австрийским командованием нормы продовольственного обеспечения не соблюдались.

Гаагская конвенция запрещала привлекать военнопленных к работам, относящимся к войне, но работали они и в прифронтовых областях, и в зоне боевых действий. Самые тяжелые и опасные для здоровья отрасли производства обслуживались пленными, Но на заводах немцы использовали русских пленных редко, так как считали, что абсолютно все русские — безграмотная деревенщина, не способная освоить сложное производство. Поэтому их чаще всего отправляли работать в поля. Но нет худа без добра — это был дополнительный шанс выжить, так как в сельском хозяйстве по понятным причинам было проще с продуктами, а их немцам вскоре стало не хватать для самих себя.

Каторжный труд, издевательства, голод делали свое дело – русские пленные гибли массами. На чужбине, в плену погибло около двухсот тысяч наших соотечественников. Но Ивану Александровичу повезло, он вернулся домой 11 ноября 1918 года.

Семья Полканова Ивана Александровича, его жена Мария, дети: Андрей, Зина, Михаил (погиб на фронте), Геннадий, Юлия.

Полканов Андрей Иванович

Трудными дорогами Второй мировой войны пришлось пройти Андрею Ивановичу Полканову, сыну Георгиевского кавалера.  19 сентября 1939 г. Андрею исполнилось 20 лет, и в этот же день он был призван в ряды РККА Йошкар-Олинским РВК, о чем свидетельствует запись в военном билете.

В конце 30-х гг. в Советской России возникла необходимость резкого увеличения численности армии. Советское правительство проводит ряд скрытых, а затем и открытых частичных мобилизаций в связи с началом  Второй Мировой войны 1.9.1939 года.  В армию были призваны запасники младших возрастов и почти все командиры запаса. (http://army.armor.kiev.ua/)

1 сентября 1939 года был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Законом были увеличены сроки службы: теперь в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте – 5 лет. Возраст призывников по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу – до 18 лет. До 1939 года всеобщей воинской обязанности в Советском Союзе не было. В армию брали не всех, а на выбор. Призывной возраст был — 21 год.

Андрей Иванович Полканов

30 октября 1940 г. Полканов принял присягу при 11 кавалерийском полку. Возможно, год указан ошибочно, не мог же солдат служить целый год без присяги. Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого они подтверждали присягу собственноручной подписью.

11 кавалерийский Саратовский Краснознаменный полк 5-й кавалерийской дивизии. Войну закончила как —  1 гвардейская кавалерийская Ставропольская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия имени т.Блинова.

На сайте http://iremember.ru/memoirs/kavaleristi можно прочитать рассказ Ефремова В.Д. о том, как он проходил подготовку для службы в кавалерии:

«Очень тяжело было проходить конную подготовку. Каждый день учеба. Лошадей пригнали, а мы должны их поить — там речка — надо было где-то 1,5 км ехать без седла, а без седла ездить, если немного то ничего, а если много — то это чего! Да еще когда ты едешь в колонне, когда шагом — то ничего, трясет, держаться надо ногами, а сил в ногах нет. Дело доходило до того, что я в кровь разбивал заднюю часть. Никаких больничных не давали. Кальсоны аж прилипали. Чтоб по-настоящему нас выучить, не менее 2 часов в день мы выходили ежедневно на корт — площадка для каждого отделения была, и по середине был круг диаметром метров 30. Посредине командир отделения с плеткой, и мы вокруг него ездили.

Это была учебная езда, очень тяжелая, и выполняли команды: вольт направо, налево. Это повороты круговые — петля. Самое страшная команда была — брось стремя и учебная рысь. Стремя бросаешь, а на седле держишься исключительно за так называемые шлюзы — внутренняя часть бедра. У кавалеристов там даже нашиты на галифе кожаные вставки — в конном спорте. Ведь не зря же нашиты — эти места они трутся так, что можно без штанов остаться. Эти тренировки вырабатывали силу мышц бедер, в конце концов, у меня задняя часть превратилась в подошву, как на подошве кожа, я мог не только на лошадь, а на любой забор залезть и сидеть».

Дивизия, в которой служил Полканов, участвовала в освободительном походе в Галицию и Польшу, с ноября 1939 по март 1940 года в боях с белофиннами в составе лучших пулеметных эскадронов, в освободительном походе в Бессарабию и Буковину.

В июне 1941 года кавалеристы встретились с немецко-фашистскими захватчиками в самые страшные первые дни войны.

В составе 2-го кавалерийского конного корпуса под командованием генерала П.А. Белова наш земляк участвовал в тяжелых оборонительных боях под Москвой осенью 1941 года и в последующем контрнаступлении Красной Армии в начале зимы 41-42 года.

После того, как в  приграничных боях лета 1941 года «сгорели» мехкорпусы,  Красная Армия практически лишилась важного инструмента войны — механизированных соединений. Единственной заменой мехсоединениям, хоть и уступавшей им в подвижности, стала кавалерия. Тактика боя кавалеристов близка к тактике боя мотострелков, мотострелки используют транспорт (автомобили, бронетранспортеры) и вступают в бой спешившись, аналогично действуют и кавалеристы, лошадь применяется только для передвижения к месту боя, сам бой  ведут в пехотной цепи. Атака в конном строю была редкостью, если «обстановка благоприятствует (есть укрытия, слабость или отсутствие огня противника)». (Байки о войне) (http://fablewar.ru)

Дивизия участвовала в боях у г.Белгорода, у г.Короча в России. В начале ноября 1941 г. из района г.Новый Оскол по железной дороге доставлена под г.Москву. С 9 ноября дивизия 2-го кк вошла в состав Западного фронта.

26 ноября 1941 г. дивизия преобразована в 1-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию.

26 августа 1942 года при выходе дивизии из окружения под г. Дорогобужем Андрей Иванович был ранен в левую руку (такая запись в наградном листе Полканова на орден Красной Звезды, в военном билете записано, что 22.08.42 г. легко ранен в обе руки).

Находился на лечение в эвакогоспитале № 3965 г. Самарканда в Узбекистане с августа по январь 1943 г. Там же с января по май 1943 г. прошел обучение в школе радистов.  В звании младшего сержанта он вернулся в строй полковым радистом. В составе 764-го стрелкового Мишкольцского Краснознамённого, ордена Суворова полка 232 стрелковой Сибирской Сумско-Киевской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии 2-го Украинского фронта участвовал в освобождении городов Киев, Белая Церковь, в тяжелых боях за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии.

В Румынии более четырех месяцев наши войска вели кровопролитные бои. Враг переходил в яростные атаки. В отдельные дни приходилось отражать по 15 — 20 ударов крупных сил, поддерживаемых танками и авиацией. Начальник радиостанции 3 стрелкового батальона гвардии младший сержант Полканов Андрей Иванович обеспечивал бесперебойную связь  КП батальона и КП своего полка, тем самым способствовал непрерывному управлению боем и успешному выполнению боевой задачи командования, во время порыва проводной связи, быстро и своевременно устраняя неполадки. За свои подвиги был награжден медалью «За боевые заслуги» и   особо популярной и ценимой среди фронтовиков медалью «За отвагу».

В 1945 г. Полканову была вручена одна из самых почетных наград для воина-фронтовика — орден Красной Звезды. Вот как описан подвиг Андрея Ивановича в наградном листе: «В боях с немецкими захватчиками за овладение с. Слани (это местечко недалеко от шахтерского поселка Лидице в Чехословакии, жители которого в 1942 году все были уничтожены)14.04.1945 г. тов. Полканов, оставив у рации одного радиста, лично сам под огнем противника устранял прорывы проводной линии связи. Только в течение трех часов  тов. Полканов устранил 12 порывов проводной линии связи, чем способствовал непрерывному управлению боем».

Бои с немцами и «власовцами» дивизия закончила только 18 мая 1945 г. За ратные подвиги воинов дивизии Москва 18 раз салютовала орудийными залпами.

После окончания войны Полканов А.И. служил в Московском военном округе до конца 1946 года. Демобилизовавшись, вернулся в родное Медведево.